Херсонес - Херсон - Корсунь

Херсонес –

          Херсон –

                     Корсунь

 

     Поклонники, паломники, пилигримы – в разных землях их называли по-разному. Путешествие св. царицы Елены на Святую Землю в IV веке положило начало этой нескончаемой благочестивой веренице. Очень скоро паломничество по святым местам стало неотъемлемой частью духовной жизни христиан. Непоколебимая вера в то, что в местах, освящённых пребыванием святых, молитва более действенна, духовная потребность видеть святыню, прикоснуться к ней, быть мистически причастным к событиям, когда-то происходившим здесь – срывала людей с насиженных мест и уводила по дорогам, полным опасностей и испытаний.

Для многих паломничество становилось не случайным эпизодом, а образом жизни: нередко, не успев вернуться из одного путешествия, тут же отправлялись в другое. Так знаменитая паломница IV в. Эгерия писала в своих письмах: «… Три года прошло с тех пор, как я прибыла в Иерусалим и увидела все святые места, к которым стремилась молитвы ради. Однако, по милости Божьей, я возымела снова желание отправиться в путь…» (Письма паломницы, 1994, с.182).

     Посещали места, связанные не только с Христом, но и Его последователями: апостолами, мучениками, исповедниками. В отличие от «Великого паломничества» в Иерусалим, это были, так называемые, «Малые паломничества». Одним из таких малых паломнических центров на протяжении многих столетий являлся древний Херсонес Таврический, расположенный на северном берегу Чёрного моря на территории современного города Севастополя.

     Чем же притягателен Херсонес для паломников? Церковное предание связывает с ним имена таких столпов православия, как святой апостол Андрей Первозванный, святые римские папы Климент и Мартин, славянские просветители Кирилл и Мефодий, киевский князь Владимир и сонм отшельников, подвизавшихся в пещерах в округе древнего Херсонеса.

     Не останавливаясь на дискуссиях о достоверности пребывания в Херсонесе святых апостола Андрея Первозванного и Климента Римского, отметим, что существовала устойчивая устная традиция, которая на много столетий связала Херсонес с памятью этих святых и подвигла не одно поколение христиан на путешествия в далекую Таврику.

     Упоминание о паломничествах в Херсонес-Корсунь к отпечатавшимся на камне стопам Андрея Первозванного мы находим в своде русских летописей XVI в., так называ­емой, «Степенной книге»: «...Придя к берегу моря близ Херсонеса, апостол остановился на бывшем здесь вели­ком камне, помолился, благословил Понтийское море и памятником сего остались стопы, отпечатлевшиеся на камне и прославившиеся тем, что вода, приносимая в них морскими волнами или дождём, имела целительную силу, так что многие приходили брать её для исцеления от болезней».

     Вторым святым, имя которого привлекало паломников в Херсон, был священномученик Климент Римский, третий римский папа, рукоположенный самим апостолом Петром. Первые сведения о паломничествах к его гроб­нице встречаются в VI в. в «Описании Святой Земли», составленном архидиаконом Феодосией, который упоми­нает Херсон как один из транзитных пунктов паломников на пути в Иерусалим: «Также город Херсон, что у моря Понта; там претерпел мучения святой Климент; гробница его в море, где было брошено его тело; этому святому Клименту был привязан на шею якорь, и теперь, в день его памяти, все, народ и священники, садятся в ладьи, и когда приплывают туда, море высушивает шесть миль, и на месте, где находится сама гробница, раскидываются шатры и сооружается алтарь, и в течение восьми дней служатся там литургии, и Господь совершает там много чудес: там изгоняются бесы, и если кто из одержимых получит возможность прикоснуться к якорю и прикоснет­ся, то сейчас исцеляется».

     Но уже через три столетия св. Климент был забыт местными жителями и чудо отлива перестало совершать­ся. Когда в 861 г. в Херсоне остановились создатели славянской письменности святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, направлявшиеся с миссией в Хазар­ский каганат, их расспросы о месте погребения святого вызывали у горожан только недоверие и насмешки.

     Вероятно, забвение гробницы св. Климента явилось следствием иконоборческой ереси, длившейся почти полтора столетия и стершей у нескольких поколений херсонитов память о священномученике, утопленном у берегов их города. Обретение святыми солунскими брать­ями мощей св. Климента, возродило его почитание в Херсоне и надолго вернуло городу честь и славу облада­ния святыней. Почти через сто лет часть мощей увез с собой на Русь св. равноапостольный князь Владимир и священномученик Климент Римский стал ее первым небесным покровителем и заступником.

     Память о святом, объединившем под своим молитвен­ным покровом далекую Корсунь и Русь, сохранилась в летописях, устном народном творчестве. Так, славянский источник «Чудо св. Климента об отрочати» упоминает о ежегодных паломничествах жителей Херсонеса к гроб­нице с мощами св. Климента; в русской христианской среде были популярны духовные стихи о подводной церкви св. Климента:

     Посреди моря океанского

     Выходила Церковь соборная,

     Соборная, богомольная,

     Святого Климента, попа Римского.

     После крещения и венчания в Корсуни князя Влади­мира возникли крепкие духовные связи между Херсоном-Корсунью - северным форпостом Византии, с его многове­ковой православной историей - и Русью - тогда еще молодым, только набирающим силу христианским госуда­рством. Русь не только помнила и почитала свою «духов­ную колыбель» - Корсунь, но стала ее культурной и духов­ной преемницей, как и Византийской империи в целом.

     Известно, что вместе с князем Владимиром из Корсуни прибыли на русскую землю первые священники, были привезены первые богослужебные книги, иконы кресты, церковная утварь. В 1228 г. из Корсуни в Рязанскую землю была перенесена чудотворная икона Николы Корсунского Заразского). Путь, по которому переплавляли икону, подробно описанный в «Повести о Николе Заразском», несомненно, был известен русским паломникам.

     С посещениями ими «колыбели русского правосла­вия» можно, вероятно, связать некоторые древнерусские кресты-складни, найденные при раскопках Херсона и его предместья. Например, створка складня с изображением Богоматери с Младенцем, происходящая из скита XIV в. на мысе Виноградном (ближняя округа Херсонеса на Гераклейском полуострове).

     Ученые доказали, что в городе были русские кварталы, русские приходы, русское духовенство. Сам факт поселе­ния русских в Херсоне связывают не только «с доступнос­тью в то время водного пути в Западный Крым, но и опре­деленным пиететом к этому некогда славному городу с единоверным населением - городу, в котором Владимир принял христианство».

     Не менее привлекало паломников к Херсону имя другого римского папы - св. Мартина Исповедника, непри­миримого противника монофилитской ереси, сосланного сюда в 655 г., где он умер через 124 дня и был погребен в загородном Влахернском монастыре на расстоянии «одного стадия» от оборонительных стен Херсона.

    Популярность папы Мартина была столь велика, что еще при его жизни был написан мартирий - явление само по себе весьма неординарное. Паломничества к гробнице св. Мартина начались в VII в., практически сразу же после его смерти. Её называли «усыпальницей великого мужа, которая усиленно почитается как на Востоке, так и на Западе, не предается забвению». В VIII в. «папа Григорий II в письме к императору Льву III  Исавру отмечал, что к мавзолею блаженного Мартина «стекается Боспор и весь Север и обитатели Севера с тем, чтобы исцелиться от болезней».

    Средневековое христианское общество свято помнило заветы Христа и наставления апостолов относительно «в пути сущих»: «Алкал  Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли Меня... Истинно говорю вам: поелику вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Евангелие от Матфея, 25, 35,40). «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали странноприимство ангелам» (Посл. Ап. Павла. Евр. 13, 2). Церковь взяла на себя заботу о путешествующих и, особенно, о «странствующих Господа ради».

     При монастырях и храмах строили странноприимные дома, где путешественникам обеспечивались еда и ночлег. В Херсонесе уже в V-VI вв. такой приют можно было получить в странноприимном доме св. Фоки, покровителя мореплавателей и путешественников, где раздавались специально испечённые хлебцы с оттиснутым изображением святого и надписью:«Благословение св. Фоки, покровителя нищеприимного дома Херсона». Получали паломники в херсонесских храмах также благословения св. Георгия, св. Феодора, св. Лонгина.

    Согласно благочестивой традиции, сохранившейся до наших дней, пилигримы увозили из посещенных святых мест различные евлогии: ампулы со святой водой или маслом, крестики, маленькие иконки-медальоны из стекла, бронзы, свинца, керамики. Изготавливались паломнические евлогии и в малом паломническом центре Херсона, о чём свидетельствуют их находки на херсонесском городище.

     Херсонес прекратил своё существование к середине XV в., но к его руинам ещё долго притекали паломники-пилигримы. Из письменных источников известно, что в  XVI в. По-прежнему «большие толпы народа собирались к могиле св. папы Мартина, чтобы получить благодать исцеления» (Baronoius, 1604, ann. 654), «многолюдным сборищем стекались на ежегодное торжество св. Георгия благочестивые греки-христиане» к Георгиевскому монастырю на Гераклейском полуострове. В XVII в., судя по «Описанию Чёрного моря и Татарии», сделанному Дортелли де Асколли, ещё было живо предание о «часовне, воздвигнутой руками ангелов и хранящей тело святого Климента...».

     В XVII в. русский священник Иаков, бывший в составе русского посольства в Крыму, совершил с товарищами паломничество к мощам неизвестного святого в забро­шенный Инкерманский пещерный монастырь, в который на поклонение мощам регулярно, «по пятницам и воскре­сениям, приходили греки и армяне с женами и детьми». Вероятно, не случайно на херсонесском городище архео­логи до сих пор находят русские паломнические кресты-тельники XVI-XVII вв., времени, когда Херсонес уже давно не существовал, а Севастополь ещё не был основан... Слава святого места пережила сам город!

     Преосвященный Иннокентий, занимавший в середине XIX века Херсоно-Таврическую кафедру, глубоко чувство­вал святость древней херсонесской земли и предвидел её духовное возрождение: «Вижу,- писал он, - как св. Влади­мир паки посещает своим духом тот храм, в коем он приял крещение и веру не для себя токмо, а для всей России! как седмь Святителей и Священномучеников херсонесских, теперь едва ли не забытые, паки в храмах во имя их связуются духом с прежней их паствою и начинают поучать её житием своим, как первосвятители римские Климент и Мартин приходят на место своего заточения и трудов и находят его не в запустении, как теперь, а в лепоте богос­лужения и чине церковном; как, наконец, имя первозван­ного ученика и Апостола, который впервые огласил горы наши, а потом и всю Россию именем Христовым, нарека­ется с честью на храмах наших! Благословен Бог, тако возблаговоливший о месте сем!»

     Сбылось пророчество пастыря. И вместе с возрожден­ными святынями возрождается древний паломнический центр Херсонес - Херсон - Корсунь!

 

Татьяна ЯШАЕВА

старший научный сотрудник

Херсонесского археологического музея

г. Севастополь

(«Семья России» 2008, №1(3)).