Информация Информация Информация Информация Информация Информация Информация Информация Информация

Статья Михаила Вовка

-1-

Предисловие.

Я даже не мог себе вообразить, что такое когда-нибудь случится… Усталость от повседневной суеты большого города не давала покоя, хотелось куда то вырваться, забыться. И вот, звонок… Предложили поехать в экспедицию. Что ж, а почему бы и нет?

Решено! еду.

Часть первая. Херсонес.

Сборы прошли в Высоко-Петровском монастыре. Странное чувство. Ощущение  некоторой тревоги и в то же самое время восторга от того, что покидаю душный город с его угнетающей атмосферой.

Меня всегда привлекало общение с новыми и интересными людьми. И вот, уже по пути на вокзал я начал знакомиться с некоторыми участниками экспедиции. На первый взгляд показалось, что я в этой компании буду лишний…. Какой-то страх овладел мною. Делать нечего, что будет, то будет.

По прибытии на вокзал я увидел огромную гору вещей, при виде которой становилось немного жутко. «Как мы все это потащим?!» - промелькнуло у меня в голове. Думаю, я был не один, у кого были подобные мысли.

Сели в поезд. Наше путешествие началось. Тут же начались душевные разговоры, знакомства, смех, гитары, песни. Вот прошло уже восемь часов пути, но усталости все нет. Даже странно – обычно уставал за четыре часа переезда, а тут… Наши разговоры не умолкали ни на минуту, лишь после того как стемнело и захотелось спать все успокоились.

Вдруг среди ночи остановка. Граница. Еще один стресс: пропустят или нет? Вдруг что не так с документами? Вдруг потерял? Все обошлось. Все в норме и на месте. Можно спать спокойно.

Прошло еще несколько часов, и мы увидели желтые поля. «Осталось немного» - говорили мне. Однако мне не верилось, что мы когда-нибудь приедем. Ближе к Симферополю стало совсем плохо: разболелась голова, начало мутить… Своего рода еще одно испытание.

К счастью через пару часов приехали. Севастополь встретил нас прохладным ветерком с моря и радостной музыкой. Но некогда было расслабляться. Впереди еще переезд к месту нашего дальнейшего пребывания и обустройство.

Наконец мы прибыли. Выжженная под южным солнцем трава хрустела под ногами, источая какой то непонятный запах, от которого становилось немного дурно. Но почти никто не обращал внимания на такие мелочи, нужно было ставить лагерь. Это довольно сложно, особенно когда не умеешь этого делать. Но здесь приходилось учиться. Поставили палатку – что-то не то, не так она должна стоять. Разобрали. Собрали снова. Опять не вышло. Уже совсем стемнело, а мы все возимся. «Эх, ладно, давай оставим так! Утром разберемся!» И правда, лучше разобраться по-светлому, чем так возиться. После вечернего правила все как один легли спать: уж очень сильна была усталость.

На утро, наконец, разобрались с палаткой, позавтракали и тут же отправились на нашу первую экскурсию.

Первое место, которое мы посетили был Инкерман (Свято-Климентовский монастырь). Величие скалы поражало воображение. Неужели это все сделано руками человека!!? Но некогда было задерживаться, ибо начиналась интереснейшая экскурсия. Когда она завершилась, мы начали восхождение на самый верх монастыря. Оттуда открывается завораживающий вид на озеро, которое находится как бы в карьере, оставшимся от работ.

Самый интересный момент в этом был тот, что нужно было спускаться по практически отвесной скале. Цепляясь друг за друга и помогая девушкам, мы все таки спустились. Было очень приятно видеть счастливые лица ребят, которые преодолели это препятствие.

Измотанные, почти без сил, мы вернулись в лагерь, где нас уже ждал сытный ужин. После вечерней молитвы многие остались на кухне, что бы еще немного поболтать.

И вот, наступил тот самый день, когда мы должны были выходить на раскоп… Подъем состоялся в пять утра как и планировалось. Не знаю почему, но в Крыму вставать в такое время не составляет ни малейшего труда.

После утренней молитвы все дружно пошли к месту, где нам предстояло копать ближайшие две недели. Было очень странное чувство, когда мы только выходили из лагеря. Чувство глубокой ответственности и важности того, что нам предстоит. И мы, наконец, пришли… Увидев раскоп, я был восхищен тем, какую работу проделали ребята в прошлом году. Они практически раскопали весь храм, а нам оставалось только закончить некоторые детали. Но как же обманчиво первое впечатление!

Мы выслушали нашего руководителя, который рассказал нам о истории этого места и раскопа, и по благословению отца Дмитрия принялись за работу.

Тяжело и мучительно давались первые шаги на пути к открытиям… Но как бы не было тяжело, каждый из нас понимал, что совершает благое дело. Ведь мы раскапывали не просто какой-то древний дом, а возможно, первый христианский храм на территории погибшего городища Херсонес. Когда мы поняли суть работы и то, что наш труд пойдет на пользу истории – работа пошла поживее, появилось даже какое-то стремление сделать как можно больше.

Конечно, не все получается сразу, вот и первый день раскопа не принес никаких результатов. Но уже на второй день появились первые плоды нашей деятельности: мы выкопали первые осколки древней керамики! Было столько радости и удивления, когда мы доставали ее из земли, каждый хотел сфотографировать и поближе посмотреть находки.

С каждым днем становилось все больше и больше найденной керамики. Уже не знали куда ее складывать! Были найдены останки древнего животного, части от престола сделанные из мрамора и даже древняя монета.

Конечно, все эти находки были по-своему уникальны и интересны, но во всем этом меня больше всего привлекало то, что должно было случиться в последний день работы на раскопе… Вернее даже в последнюю ночь…. В эту ночь мы совершили богослужение под открытым небом, в том самом храме, который раскапывали собственными руками. Это было незабываемо!!! Ночное небо, звезды над головой, казалось, они тоже принимают участие в литургии. Голоса ребят, поющих в хоре, и голос отца Дмитрия… Все это наполняло ночь каким то волшебством и покоем, какого раньше я не испытывал. Думаю, большинство ребят тоже испытывали подобные чувства.

Этой службой мы связали десятки поколений, ведь не сложно представить сколько времени здесь не совершались богослужения.

Через несколько дней наши работы вновь возобновились, но теперь мы уже не занимались тем, что просевали каждый черепок. Мы принялись за перебор керамики. Кропотливая работа выматывала больше чем поднятие тяжелых ведер с песком или перенос камней. Нужно было перебрать огромную гору древних осколков, найти такие, которые смогут слиться в единое целое. По прошествии времени кто-то смог все таки подобрать пару-тройку осколков, но амфоры мы так и не собрали. Ну что ж, у нас еще все впереди.

Вот и закончились наши раскопки в Херсонесе. Оставалось еще пару свободных дней, когда мы могли искупаться в море и съездить  на экскурсии. Этой возможностью мы воспользовались. Мы отправились в знаменитый город Бахчисарай. Не знаю почему, но сам город не поразил меня своей красотой, больше я был восхищен древним городом Чуфут-Кале.

Восхождение продолжалось около часа по скользким от ног сотен тысяч туристов и паломников камням. Но каждый из нас преодолел этот нелегкий путь. Там, на вершине, нас ждал прекрасный вид на, казалось, недосягаемые горы, которые виднелись где-то там,

на горизонте. Я не мог поверить, что буквально через пару дней мы будем разбивать наш лагерь на одной из этих гор.

На Чуфут-Кале мы посетили пещеру, где играл на гитаре и флейте одинокий мужичок… Каждый из нас при виде его погрузился в свои мысли, переживания, чувства. Долгое время мы провели в компании этого музыканта, но как это не печально, нам пришлось уходить…

Прошло пару дней, и время нашего пребывания в Херсонесе  подошло к концу. Нужно было быстро свернуть лагерь, упаковать свои вещи, и выдвигаться в путь. Больно было прощаться с морем, этим горячим воздухом и выжженной травой, но ничего нельзя было поделать. Нас ждали еще множество интересных моментов…

Часть вторая. Мангуп.

Переезд наш прошел очень спокойно. Признаться, я думал, что это займет больше времени, чем было на самом деле.

Когда мы подъехали к Мангупу, по моей спине пробежал холод, в горле пересохло… Гора поражала своим величием и могуществом. «Мы будем жить там?» - спросил я отца Дмитрия. «Да, именно там, на самом верху.» - произнес он уверенным голосом. Конечно, его уверенность была мне понятна, ибо он покоряет эту гору уже не в первый раз.

Мы перегрузили наши вещи в машину, которая должна была доставить их на вершину, а сами отправились пешком. Первые метров двести было легко, но когда я увидел практически отвесный склон, стало как-то не по себе. Но нельзя было паниковать, нужно как можно быстрее добраться до плато,  ведь нам еще предстояло ставить лагерь и готовить ужин. Следующие полчаса пути пришлись очень тяжело: больше не хотелось подниматься, ноги гудели от этой немыслимой нагрузки, казалось, вот-вот и силы совсем иссякнут. Я сделал остановку в надежде отдохнуть, но бывалые ребята сказали, что останавливаться нельзя, потому что потом невозможно будет двигаться дальше. Собрав волю в кулак, я пошел вслед за группой. Мы двигались еще долго, время казалось вечностью, но вот, перед нами появился родник. Простая родниковая вода, но сложилось впечатление, что это был некий источник силы. Когда все освежились, группа двинулась дальше. Прошло буквально десять минут, и мы оказались на вершине Мангупа. Ура! Победа! Мы покорили эту гору! Но расслабляться было некогда. Нужно ставить лагерь.

На удивление с этой задачей мы справились очень быстро, и все как один легли отдыхать, не чуя ног.

Вечер прошел плодотворно, и после молитвы все разошлись по палаткам набираться сил, ведь завтра нам предстоял сложный день…

На утро мы отправились помогать местным археологам, которые попросили нас расчистить место предстоящего раскопа от растений. По сравнению с раскопками в Херсонесе эта работа была отдыхом. После её окончания нас пригласили выслушать лекцию профессора, который уже больше сорока лет раскапывает Мангуп (а все потому, что Мангуп считается центром погибшего княжества Феодоро, и здесь много интересных находок).

Лекция длилась около двух часов, но этого было катастрофически мало, что бы обо всем узнать. Как не печально, но  нужно было прощаться с нашим рассказчиком, ведь нам предстояла подготовка к  ночному богослужению. И вновь под открытым небом, и вновь на руинах древнего храма…

Подготовка прошла безупречно: были налажены светильники, проверена камера и батареи, причастники прочли молитвы. И вот, время близилось к полуночи: пора выходить из лагеря. В кромешной темноте, освещая путь одними лишь фонариками, мы добрались до места проведения службы. Ночь была теплой и безоблачной; мы стояли и смотрели на звездное небо. Эти звезды казались какими то особенными: может от того что

здесь, на горе, мы были ближе к ним, а может от того, что в городе их не видно из-за бесконечных фонарей и светящихся рекламных щитов. Многие погрузились в свои мысли и чувства… Не каждый день такое видишь.

После литургии все отправились отдыхать, ведь нам на утро предстоял долгий поход в горы… Надо сказать, что на Мангупе мы очень много ходили. Это были как и обычные прогулки, так и долгие и серьезные паломничества в отдаленные уголки гор…

Сразу после завтрака мы вышли из лагеря. Стоял солнечный и достаточно знойный день. Путь предстоял долгий, но насколько долгий – этого никто не знал. С Мангупа мы спустились очень быстро, и нам предстояло пройти несколько километров до соседней деревни. Минут через тридцать мы были уже там. Однако это было только начало нашего пути.

Следующие часа два наш маршрут проходил через огромные поля, изредка сменяющиеся перелесками. Группа растянулась на сотни метров, и у меня сложилось чувство, что мы кого-то потеряли. Но нет, все на месте. Время близилось к полудню, и жара начинала донимать. Маленькие перелески были спасением, потому что бросали робкую тень. Но даже она была удовольствием.

Извилистая каменистая дорога вела куда то вниз. Было страшно делать шаг, ведь можно было оступиться и… Спустя некоторое время мы вышли к какой то деревушке у подножья величественной горы. Оказалось, что нам предстояло подняться на эту гору.

В глазах ребят был виден некий ужас, ведь каждый был измотан от проделанного пути и страшной жары, которая сопровождала нас всю дорогу. После небольшого отдыха мы бросились покорять гору, которая на первый взгляд была совершенно неприступной.

Восхождение наше продолжалось около часа. Но это было не самое страшное. Для того, что бы забраться наверх, необходимо было преодолеть совершенно отвесную стену. Цепляясь за скользкие камни, помогая друг другу, мы все таки забрались на плато. Там, на верху нас встретил ураганный ветер, который буквально сдувал с ног. Это было прекрасно! После такого пути ветер казался благодатью, которой, думаю, больше нигде не встретишь. А какие виды открываются с вершины! Появилось желание вообще не уходить с этого места. Но время не могло ждать. Нам пришлось спускаться.

Следующей нашей остановкой была пещера, в которой сейчас действует монастырь. Живет в нем монах-отшельник отец Даниил. Светлейший человек! Беседа с ним была настолько интересной, что два часа пролетели как десять минут. Он поведал нам о том, с каким трудом восстанавливался этот монастырь, рассказал интересные истории из своей жизни. Но вновь приходится прощаться. Общее фото на память, колокольный звон, и расставание…

После беседы с монахом все забыли какое расстояние нам нужно преодолеть до лагеря. Однако оно никого не пугало, ведь отец Даниил дал такой огромный заряд энергии, что этот путь казался не таким уж и долгим. Но поход наш продолжался достаточно долгое время. Настолько долгое, что когда мы подошли к Мангупу, было уже темно. А ведь нам еще подниматься наверх… Но по знакомой дороге было куда проще идти.

Этим же вечером  местный батюшка пригласил нас на богослужение в его пещерный храм. Такую возможность нельзя было упускать. Примерно в полночь мы вышли из лагеря. Самое интересное, что почти никто не чувствовал усталости. Нам предстоял спуск по отвесной части Мангупа, именуемый «Мышеловка». В кромешной темноте, как слепые котята мы спускались. Под ногами были неустойчивые камни, кое-где хоть и не большие, но обрывы. Наконец мы добрались.

Как прекрасна была служба! Такого уюта я не испытывал нигде. Маленький, тесный, но как-то по-домашнему созданный храм был наполнен искренностью и истиной верой. Минут за тридцать до конца службы я вышел из храма. Это чудо!!! Луна и звезды на безоблачном небе светили прямо в то место, где проходила литургия. Я присел на камни, даже не думая о том, что они холодны. Не знаю как назвать это чувство. Я не верил, что нахожусь здесь. Душа наполнилась каким то светом  и покоем. Через некоторое время ко

мне подошла одна из участниц нашей поездки. «Смотри…»,- произнес я робко, и указал на то, чем был так восхищен. Я никогда не видел, чтобы люди так погружались в самые отдаленные уголки своей души. Как некий символ доброты и  умиротворения к нам пришел кот, который,  видимо, живет в этом монастыре. Вместе мы просидели очень долго. Кот все пел и пел свою добрую песню. Через некоторое время мы вернулись в храм и вместе со всеми продолжили молиться.

После службы большинство ребят отправились отдыхать, но несколько человек решили пойти встретить рассвет…

Я никогда не видел такого чуда! В полной темноте мы дошли до мыса, с которого открывается самый лучший вид. Прошло минут двадцать и линия горизонта начала приобретать красновато-рыжий цвет. Все замерли в предвкушении рассвета. Из-за холма солнце бросило первый робкий луч. Напряжение нарастало, еще мгновение и солнце выпрыгнет из-за горизонта. Но как оно там любит дразнить… Второй, третий луч, и вновь светило спряталось. Но буквально через мгновение из-за далекой горы начал показываться ярко-красный диск. Больше и больше разливался свет по окрестностям. В какой-то алый цвет окрасились лица ребят. Это было незабываемо!!!

Когда наша небольшая группка вернулась в лагерь, почти все уже встали. Сегодня был свободный день, и каждый провел его так как хотел. Но ближе к вечеру отец Дмитрий предложил провести экскурсию по Мангупу. Все дружно собрались и отправились вслед за батюшкой. Он рассказал нам об истории княжества Феодоро, его расцвете и падении. Мы обошли каждый из четырех мысов, увидели руины древней цитадели. Экскурсия была великолепная.

После вечернего правила никто не разошелся, ибо это был наш последний день пребывания на Мангупе. Гитары, флейты, даже барабаны пошли в ход. Музыка и песни не умолкали ни на минуту. Луна озаряла лица ребят, она словно понимала, что завтра мы покинем это чудесное место. Свет от костра был какой то особенный: он тоже принимал участие в этой своеобразной церемонии прощания. По палаткам все разошлись только около двух часов ночи, хотя, думаю, многие хотели бы еще задержаться.

Утром начались сборы. Лагерь был быстро свернут, вещи упакованы и погружены в машину. Начались долгие минуты расставания с участниками экспедиции, которые нас покидали. Это было настолько тяжело, что у некоторых даже наворачивались слезы.

Что ж, следующая часть нашей поездки будет проходить в меньшем составе, но мы сможем поделиться с ребятами своими впечатлениями…

Часть третья. Почаев.

Мы погрузили наши вещи в поезд и отправились к заключительному месту нашей экспедиции. Этим местом явился небольшой городок Почаев. Знаменит он, прежде всего лаврой и чудотворной Иконой Почаевской Божией Матери.

Спустя сутки, проведенные в поезде, мы прибыли. Встал вопрос о том, где нам жить ближайшие несколько дней. После недолгих раздумий нам предложили  остановиться у одной из участниц нашей экспедиции. Это был дом с несколькими комнатами. Хотя он

был и не очень большой, вмещал он достаточно много народу. Но всем места не хватило. Тогда нам местный батюшка предложил пожить у него несколько дней. Вот все и разместились. Кто-то в доме у Алены, а кто-то отправился к священнику.

На следующее утро мы дружно пошли в лавру на службу. Величие этого места поражало воображение! Красивейшие соборы, огромная колокольня, которую было видно из

любой точки Почаева. Но когда мы вошли в главный храм – все замерли. Убранство его, росписи и золото – все это не могло остаться незамеченным.

После службы нас пригласили на экскурсию на старое кладбище священнослужителей, которые когда-либо служили в лавре или скиту. Место, надо сказать, очень интересное. Хотя казалось бы, что интересного может быть на кладбище? С упоением мы слушали рассказ нашего экскурсовода. Мы посетили могилки священников, некоторые из которых сейчас причислены к лику святых.  Немного странное чувство, особенно когда видишь, как памятники мироточат… Сразу начинаешь о чем то задумываться, уходишь в себя. Мы посетили множество могил, каждая из которых была по-своему уникальна. После выхода с кладбища остался какой то след в душе, и вспомнились строки из стихотворения, написанного про это место: «Мы все были такими как вы, вы все станете такими как мы…»

Следующим утром нас повезли на экскурсию в средневековую цитадель. Остались от нее лишь руины, они были пропитаны духом старины. Великолепный рассказ нашего гида заставил буквально погрузиться в ту ушедшую эпоху. Затем нам провели экскурсию по городку Кременец. Он хотя был и не большой, но поражал своей красотой. Старинные церкви, храмы и даже архитектура города заставляли восхищаться.

Но на этом день наш не закончился. После обеда мы решили познакомиться с еще одним местом. Этим местом был скит неподалеку от лавры. Уголок по истине великолепен:  тихий и уютный парк, среди которого стоит храм. К сожалению, в самом храме нам побывать не удалось, так как там шла служба, но соседнюю церковь мы все таки посетили. Скит сам по себе – загадочное место… Но, пожалуй, самая большая загадка это колодец глубиной сто десять метров. Никто не знает как его смогли выкопать…

Последний день пребывания в Почаеве прошел свободно, но большинство ребят вновь пошли на службу в лавру. Хотелось приложиться к иконе, помолиться и получить побольше восторга от этого места.

На следующее утро некоторые, в том числе я, стали собираться в дорогу. И снова прощание, хоть и ненадолго, но все таки… «В Москве увидимся!» - произнес я. «Конечно!!!» - ответили мне ребята в один голос. Все, пора отправляться в путь…

Послесловие.

Примерно через сутки мы были уже в Москве. Опять этот душный город с его суетой и какими то, теперь уже непонятными мне людьми. Я не хотел верить в то, что закончилась экспедиция, закончилась как сказка, которая оставила в душе лишь светлые чувства. Теперь я понимал одно: таким, каким был раньше, я больше никогда не стану…

Статья Михаила Вовка
Я даже не мог себе вообразить, что такое когда-нибудь случится…
Лето, две тысячи восьмого.
Как всегда, хочется моря и солнца, отдыха и впечатлений, чтобы хватило на наши долгие осень с зимой.
Римляне на мысе Ай-Тодор. Вадим Рутковский
В I веке нашей эры в крохотную бухту под теперешним Ласточкиным гнездом вошли римские корабли Равеннской эскадры. Помощи римлян попросили херсонеситы, уставшие отбиваться от степных кочевников, и главная крепость была построена в Херсонесе.
Несостоявшийся брак. Один эпизод из истории Ивана Великого.
В 1474 - 1475 гг. великий князь Московский поручил своим послам вести переговоры о женитьбе своего сына на дочери князя феодоритов. Брак не состоялся из-за турецкого вторжения в Крым.
Проблема общения современной православной молодежи
Два года назад по приглашению друга я отправилась в православный археологический лагерь в Крыму. В лагере ребята часто поднимали вопрос: а зачем мы здесь? В процессе обсуждения мы доходили до причин – затем, что хотелось пообщаться с родственными по духу людьми, получить возможность пообщаться со сверстниками, у которых то же мировоззрение, получить то, что мы не получаем, общаясь со светскими друзьями. Вот так и появился это вопрос: вопрос взаимного общения православной молодежи внутри своей среды.

ИНФОРМАЦИЯ      ЭКСПЕДИЦИИ      ФЕОДОРО      ХЕРСОНЕС      ОБЪЯВЛЕНИЯ      ПУБЛИКАЦИИ
Изготовление интернет сайта:
5Dmedia
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией "Российский Союз Молодежи"