Краткое изложение
лекции В. Рутковского на встрече клуба «Феодоро» 9 июня 2013 г.
Друзья!
Сегодня мы будем
говорить о тесных духовных, политических и культурных связях между великим
княжеством Московским и княжеством Феодоро. О той роли, которую сыграли
представители княжеского рода Гаврасов в истории России, во многом благодаря их
усилиям ставшей преемницей духовных и культурных ценностей и традиций Византии.
Генуэзцы.
Генуэзцы основали
колонию Кафа на месте греческой Феодосии в 1289
году. К этому времени Феодосия была небольшим поселком, с греко-аланским
населением. В XIV
веке
Кафа становится крупным международным торговым портом и центром всех генуэзских
колоний на Черном море.
Развитию города
способствовало то обстоятельство, что после образования Золотой Орды по ее
территории стал проходить знаменитый «Великий шелковый путь», начинавшийся в
покоренном монголами Китае и выходивший к Черному морю. В Северном
Причерноморье его конечным пунктом являлась Тана (Азов), расположенная в устье Дона.
Фото 1: Феодосия; армянский храм св Иоанна Богослова.
Генуэзцы были
католиками, но подлинной их религией был бизнес. Генуэзцы были чрезвычайно
предприимчивы, хитроумны, изобретательны.
Торговля с Китаем и
русскими землями сказочно обогащала предприимчивых генуэзцев, алчность которых
не знала границ. Генуэзцы стали самыми верными союзниками Золотой Орды и шли на все тяжкие, чтобы оттеснить от прибыльной
торговли греков и венецианцев.
Кафа в XIV
веке
представляла собой большой многонациональный город с населением около 70 тысяч армян, болгар, греков,
итальянцев, русских, татар, евреев, арабов и др. По свидетельству
путешественников, в ее гавани размещалось до 200 торговых кораблей из разных стран. Город развивался за счет
транзитной торговли между Западом и Востоком. Генуэзцы благоустроили город,
построили разветвленную сеть водопровода. В нем было множество разных
христианских храмов (католических, греческих, армянских), мусульманских
мечетей, иудейских синагог, караимских кенасс. Бизнес генуэзцев в Кафе
процветал, все обстоятельства благоприятствовали успешному развитию экономики
Кафы. Но, как это часто бывает, сложившаяся идиллия была внезапно нарушена
неожиданными событиями в Тане (Азове).
Фото 2: Феодосия; храм Иверской иконы Божией Матери.
В 1343 году в Тане произошло столкновение между знатным венецианцем Андреоло Чиврано и местным известным
татарином Ходжой Отуром, в
результате чего последний был убит. Это привело к возмущению многочисленного
местного мусульманского населения города, были перебиты венецианские и
генуэзские купцы, разграблены и уничтожены фактории итальянцев. В результате Тана (Азов) была покинута христианами,
итальянские фактории были уничтожены. Пострадали многие генуэзские колонии и
фактории в Таврике, но Кафа благодаря своим укреплениям смогла отбиться от
татар.
Генуэзцы через послов и
посредников стали налаживать контакты с золотоордынскими ханами. Переговоры с
Золотой Ордой, длившиеся более двух лет, закончились соглашением, по которому
татарами была увеличена таможенная пошлина до 5 процентов.
В 1347 году между генуэзцами и татарами был заключен дополнительный
договор на перевозку мусульман в Палестину
для совершения хаджа в Мекку. Власти Генуи, осознав шаткость своего положения в
Тане, стали спешно укреплять Кафу и устремили свои взоры на побережье Таврики,
занимаемое княжеством Феодоро.
Поставив себе цель
оттеснить греков, оказывавших им ожесточенное сопротивление в Таврике, от
выгодной торговли, генуэзцы вступили в тесные контакты с правителями Золотой
Орды, чтобы с их помощью оказывать нажим на княжество Феодоро и прибрать
полностью к рукам его прибрежные земли. Когда власть в Орде захватил темник
Мамай им удалось заключить с ним соглашение о приобретении в управление
генуэзской Кафой ряда территорий побережья с греческими селениями. Княжество
Феодоро в это время платило дань татарам Золотой Орды, которые рассматривали
всю территорию княжества как свои подвластные владения. Поэтому в дальнейшем,
когда греки начали бороться за освобождение земель, захваченных генуэзцами в
Таврике, власти Кафы жаловались своим правителям в Геную на незаконные действия
феодоритов, так как считали, что они ими владеют по договору с татарами Золотой
Орды.
Действуя в дальнейшем в
тесном союзе с Мамаем, ставшим с 1370 года практически полновластным правителем
Золотой Орды, генуэзцы наняли для него четыре тысячи наемных солдат в Италии и
доставили их на своих кораблях в Тану перед походом татар на Русь. Генуэзцы с
помощью Мамая хотели прибрать к рукам всю торговлю русских княжеств, против
чего выступило великое княжество Московское Дмитрия Донского, поддержанное
Святым преподобным Сергием Радонежским и православным духовенством, не желавшим
видеть на Руси латинян генуэзцев. Генуэзцы, поддерживаемые Мамаем, продолжали
военные действия против феодоритов. Однако, на Куликовом поле русские одержали
победу над ордынцами, поголовно перебив всю итальянскую пехоту, так называемых
фрягов. После этого генуэзцы были вынуждены ослабить свой натиск на земли
феодоритов в Таврике.
Фото 3: Феодосия; древние плиты у входа в храм Иверской иконы Божией Матери.
Таким образом, из
анализа внешнеполитической ситуации мы видим, что великое княжество Московское и княжество Феодоро были фактическими союзниками в борьбе против Золотой Орды и
генуэзцев. Княжество Феодоро боролось с генуэзцами в Таврике, а русские
уничтожали их на полях сражений. Как известно, наличие общих врагов сближает
стороны. Кроме того у Москвы и Феодоро была общая вера – Православие. Контакты
между Москвой и Феодоро, безусловно были и довольно интенсивные – прежде всего,
через русских купцов.
Софья
Палеолог
В 1467 году великий московский князь Иван III овдовел. Его супруга, княгиня Мария
Борисовна Тверская скончалась. Ей не было и 30 лет. Роковую роль сыграл слишком
ранний брак – свадьба Марии Тверской и Ивана III состоялась в 1452 году. Жениху было 12 лет, а невеста была еще младше. Этот
брак был частью большой политической игры, которую вел отец Ивана III,
московский князь Василий II Темный. И вот Мария умерла. Московскому князю
сосватали новую невесту. Ею стала Зоя (Софья) Палеолог, дочь Фомы Палеолога,
деспота Мореи – маленького обломка Византийской империи, занимавшего юго-запад
греческого полуострова Пелопонесс.
1 июня 1472 года Софья заочно обручилась в
Риме в церкви Святого Петра с Иваном III, которого представлял посол Иван
Фрязин (Джан Батиста дела Вольпе). Получив
наставления лично от папы Сикста VI в ходе прогулки в садах Ватикана,
Софья 24 июня отбыла в далекую Московию. Путь лежал через всю Европу –
Флоренцию, Болонью, Триент, Инсбрук, Аугсбург, Нюрнберг, Брауншвейг, Люнебург и
Любек. Отсюда морем 10 сентября невеста отправилась в Ливонию и 21 сентября,
претерпев шторма осеннего Балтийского моря, прибыла в Ревель (Таллинн). Дальше уже все было просто. 11
октября 1472 года византийскую принцессу торжественно встретил Псков – первый
русский город на ее пути.
Гаврасы
Автор научной работы «История княжества Феодоро» Кесмеджи
Панает так пишет об этих событиях: «… При князе Феодоро Исааке возникают
тесные связи с Московским государством. В 1472 году племянница последнего
византийского императора Софья Палеолог отправилась в Москву, чтобы вступить в
брак с великим князем Иваном III. В
составе многочисленной свиты византийской принцессы находился князь Константин Гаврас. Включение в свиту
феодоритского вельможи было вызвано тем, что в Москве уже около 70 лет жили потомки князя Стефана Гавраса, занимавшие
видное положение при дворе великого князя Московского…»
Фото 4: Мангуп; цитадель княжества Феодоро.
Остановимся на личности князя Стефана Гавраса. Чем он был интересен?
Очень многим. Стефан Гаврас стал основателем знатного российского дворянского
рода Головиных-Ховриных. Вам что-нибудь
говорят московские географические названия: Головинское шоссе, Химки-Ховрино?
В краткой биографической справке о Стефане
Гаврасе сообщается «Выезжий иноземец» из Сурожа (Судака) Степан (Стефан)
Васильевич Ховра (Гаврас, Хомра или Комра) - князь, грек по происхождению, был
владетелем городов Судака, Мангупа и Балаклавы. Выехал из Крыма в Москву в 1393 году.
Москвичам знакомы старинная усадьба Ховрино и одноименная железнодорожная
платформа поблизости от Москвы. Здесь, на берегу речки Лихоборки, притока Яузы,
раскинулся старинный парк с дворцом прошлого века. Однако мало кто знает, что
название усадьбы и ее история восходят к XIV-XV вв. и связаны с представителями
знатного рода Гаврасов-Ховриных,
прибывших из Крыма на службу Великому князю Московскому.
В русских источниках (летописное
свидетельство, "Бархатная книга" Головиных и др.) упоминается
"князь Готии" Степан Васильевич Ховра (Гаврас) с
сыном Григорием, который выехал из своих владений - "вотчин" в
Судаке, Кафе и Мангупе - в Москву в конце XIV в. (1391 или 1405 гг.). Здесь он
был принят с честью князем Дмитрием Донским (или его сыном князем Василием),
получил подворье в Кремле,
отмеченное на старинных картах города. Позднее он принял монашество под именем
Симон, а сын его, Григорий Ховра, от которого пошли семьи Ховриных (Ховреиных)
и Головиных, согласно преданию, основал в окрестностях Москвы Симонов монастырь.
Фото 5: Москва; Симонов монастырь, Солевая башня.
Потомки его носили фамилию Ховриных, а
правнук Иван Владимирович Голова-Ховрин, крестник великого князя московского
Ивана III, был родоначальником Головиных.
В окрестностях Москвы, в то время на
землях боярина Кучки, возник монастырь, названный по имени селения Симоново.
Его основание связано с именем Федора,
племянника Сергия Радонежского и
духовника великого князя Дмитрия
Донского. В 70-е гг. XIV в. здесь уже стояла деревянная церковь во имя
Рождества Богородицы, позднее замененная каменной. Это так называемый старый Симонов монастырь;
вскоре неподалеку от него возник новый Симонов монастырь, расположившийся на
землях, подаренных Стефаном Васильевичем Ховрой (в свою очередь получившим их
от московского князя), который постригся в этом монастыре в монахи под именем Симон.
Фото 6: Москва; Симонов монастырь; храм Тихвинской иконы Божией Матери.
Центральный храм нового
Симонова монастыря был посвящен Успению Богородицы. Эта каменная церковь, одна
из самых больших в Москве, сооружалась на средства Григория Степановича Ховры.
Она стала фамильной усыпальницей Ховриных-Головиных: здесь были похоронены
схимонах Симон (Стефан) и сын Дмитрия Донского князь Константин Псковский, ее первый строитель - Григорий Степанович
Ховрин. В ее строительстве принял активное участие его сын Владимир -
доверенный великокняжеский казначей Ховрин-Головин. Позднее великий князь Иван
III определит его ответственным за возведение Успенского собора в Кремле (1475-1479).
Фото 7: Москва; храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.
Имена представителей
знатного рода Головиных, потомков
византийско-феодоритских князей Гаврасов,
часто встречаются на страницах отечественной истории в самые ее
ответственные и ключевые моменты. Так, например, 31 мая 1584 года в
Москве происходило венчание на царство нового Государя Феодора Иоанновича – сына Ивана Грозного. Официальная
летопись выделяет особую роль в этой торжественной церемонии казначеев Василия Головина (прямого потомка
Стефана Васильевича Ховрина-Гавраса-Мангупского) и Деменши Черемисинова: они подносили Федору
Ивановичу «животворящий крест и царьский венец и диядиму и скифетр и яблоко».
Яблоко – держава. Они же, вместе с разрядным дьяком Василием Щелкаловым и
поместным дьяком Елизарием Вылузгиным, несли царские регалии в Успенский
собор…»
Другой яркий
представитель этого славного рода, граф Федор
Алексеевич Головин был крупным государственным и военным деятелем,
дипломатом, генерал-адмиралом (1699), генерал-фельдмаршалом (1700), одним из
самых активных сподвижников Петра Первого. Первым кавалером ордена Андрея
Первозванного, апостола, проповедовавшего свет Христовой веры в Тавриде, в
Крыму. Он всемерно содействовал созданию русской регулярной армии и флота.
Участвовал в Азовских походах Петра I, командовал первой русской эскадрой в
Азовском море. На территории храма Рождества Пресвятой Богородицы в Симоновой
слободе, где Стефан Гаврас основал Симонов монастырь, установлен памятный
крест в честь графа Федора Алексеевича Головина.
Фото 8: памятный крест в честь адмирала Ф.А. Головина (потомка Стефана Гавраса), установленный на территории храма Рождества Богородицы в С. Симонове.
Константин
Гаврас – будущий преподобный Кассиан Грек
Итак, в ноябре 1472 года в составе свиты, следовавшей с Софьей, в Москву прибыл один
из последних мангупских князей – Константин Гаврас. Что это был за
человек? Несмотря на общую скудость сведений о нем, большинство источников
единодушно утверждают, что князь Константин отличался классической образованностью,
начитанностью и благородством.
Прибыв в Москву, не один час провел он в беседах с
Иваном III. Как известно историкам, Иван III предлагал Константину
поступить к нему на службу, даровал большие вотчины, но бывший мангупский князь
отказался от того и другого. В Москве Константин встретился с архиепископом
Ростовским Иоасафом.
Общение с архиепископом Иоасафом
подсказало мангупскому князю Константину его дальнейший жизненный путь. Вместе
с Иоасафом Константин уезжает в Ростов Великий.
Что нам известно о древнем Ростове Великом
и какое влияние на князя Константина Мангупского Гавраса могло оказать свидание
с этим городом?
Ростов
Великий – самый древний город в Северо-Восточной Руси.
Только два города Древней Руси были удостоены почетного звания «Великий»: Новгород и Ростов Ярославский (Ростов Великий). При
князе Юрии Долгоруком
Ростово-Суздальское княжество прекратило платить дань Киеву, стало одним из
сильнейших в Европе, а Ростов получил название Великого.
Результаты археологических
раскопок последних лет показывают, что площадь Ростова в XII веке составляла 200
га, в то время как территория Киева
и Новгорода была более 300 га, Чернигова – 160 га, Владимира – около 145 га, Суздаля – всего 49 га.
Просвещение Ростова светом Христовой веры началось
вскоре после крещения Руси в Киеве, и уже в 991 году святителем Феодором (1023)
в Ростове была основана епископская кафедра, первая в Северо-Восточной Руси.
Вместе с князем Олегом
жители Ростова ходили в походы на Киев (882 г.) и на Царьград (907 и 911 гг.). В результате этих военных экспедиций Ростов
был одним из русских городов, которым могущественная Византия платила дань.
Резиденция ростовского
епископа находилась в самом центре города, южнее Успенского кафедрального собора.
С ней была связана не только чисто религиозная, но и культурная традиция.
Библиотека ростовской епископии была одной из лучших на Руси. При кафедре
велось летописание, работали ученые клирики, переводившие с греческого на
русский язык труды отцов церкви. В Успенском соборе во время богослужения на
одном клиросе хор пел по-русски, а на другом – по-гречески.
Фото 9: Ростов Великий; фрагмент стены Успенского кафедрального собора.
Как и подобает
религиозной столице края, Ростов имел несколько монастырей. При дворе
«владыки», как именовали в древней Руси епископов, находились Иоанновский и
Григорьевский монастыри. На западной окраине города в середине XIII века возник
женский Княгинин монастырь. В восточной части Ростова в XIV веке существовали
два монастыря – Богоявленский и Петровский.
Незримыми нитями
духовного родства ростовские обители были связаны с колыбелью русского
монашества – Киево-Печерским монастырем. Его воспитанниками были первые
ростовские епископы Леонтий и Исайя. Описания подвигов киевских «отцов» были
любимым чтением их ростовских собратьев.
Только в одном XIV столетии Ростов Великий дал русской
церкви таких великих подвижников, как Епифаний Премудрый, Стефан Пермский,
Афанасий Высоцкий, Андроник Спасский и других.
Уверен, что на
высокообразованного Константина Гавраса
– человека большой книжной мудрости и знания – Ростов Великий произвел сильное положительное впечатление. Думаю,
что мангупский князь почувствовал, что Ростов
Великий с его огромным интеллектуальным и духовным потенциалом очень близок
ему по духу.
Затем опять же вместе с
архиепископом Ростовским Иоасафом Константин Гаврас перебирается в Ферапонтов Белозерский монастырь, где поселяется в одной из келий,
проводя все время в молитвах. Вскоре там же Константин принимает и монашеский
постриг с именем Кассиан.
Несколько лет после пострига Кассиан на
лодке отправляется в плавание по Волге и близ устья впадающей в Волгу реки Учьмы, около города Углича вместе с братьями монахами
строит несколько келий, где и остается жить. Неторопливо в трудах и молитвах
текли годы.
Слава о преподобном широко
распространилась, и «начали мнози люди приходити благословения ради и видети
пустынно-людное жительство и беседовати с ним». Святой Кассиан всех принимал с
любовью, наставляя на путь спасения «тихими словесы».
Преподобный скончался в глубокой старости 2 (15 по новому стилю) октября 1504 года. В Угличской летописи
записано много чудес, происшедших по молитвам преподобного, в частности, защита
им своей обители от польских воинов в 1609–1611 годах.
Подытоживая рассказ о преподобном Кассиане
Греке Угличском Чудотворце, как о ярком представителе крымско-византийской диаспоры
в России, внесшей свой вклад в обеспечение преемственности византийского
наследия, в формирование образованной аристократической и духовной элиты Московского государства, сошлемся на
слова неутомимого исследователя памятников греческой православной культуры в Крыму Дмитрия Струкова: "Древняя
Русь имела постоянные сношения с туземцами Скифо-Таврии и с побережными пришельцами, а особенно с православным
христианством в Тавриде, где князь Владимир получил св. крещение; и после, в
дни гонений от генуэзцев и исламизма на туземных православных христиан, их
владетельные князья и именитые бояре (фамилии: Ховрины, Головины, Третьяковы и
другие) искали себе приюта под покровом Руси;
потомки этих перешедших родов до сего времени служат русскому государству по
примеру своих предков, и даже один князь мангупский Константин,
принявший в России иночество, чествуется православною церковию в лике святых
угодников Божиих».
|
В Ялте открылась выставка религиозного искусства
15 февраля, в день празднования Сретения Господня, в Ялтинском историко-литературном музее открылась выставка «…и тихо ангел пролетел…». Это третья выставка, за последнее время посвященная истории религии и религии в искусстве.
|
|
Памяти Пушкина
Памяти А.С. Пушкина посвящена выставка в читальном зале научной библиотеки «Таврика». Ровно 175 лет назад перестало биться сердце великого Поэта. |
|
В Крыму в июне пройдет туристический парад
В Крыму в июне планируется проведение туристического парада, который будет организован в рамках празднования 225-й годовщины первого организованного туристического вояжа на полуостров. |
|
Чеховские чтения в Ялте
В пятый раз в Ялте состоялись Чеховские чтения, которые традиционно организуются Всеукраинской общественной организацией «Русская школа». |
|
«Прошлое Тавриды»
Экспозиция «Прошлое Тавриды», где выставлена наиболее показательная часть археологической коллекции Центрального музея Тавриды, посвящена истории Крыма с древнейших времен до позднего средневековья. |
|
В Симферополе обсудили роль духовно-нравственных ценностей
В Таврической духовной семинарии Симферопольская и Крымская епархия совместно с министерством образования и науки, молодежи и спорта Крыма провела семинар-практикум для заведующих методическими центрами управлений образования и руководителей методобъединений учителей курса «Основы православной культуры Крыма». |
|
100-летие Дома Волошина
В Коктебеле прошло выездное заседание Постоянной комиссии Верховной Рады Крыма по культуре. Главный вопрос подготовка празднованию 100-летия Дома Максимилиана Волошина в следующем году. |
|
В Севастополе готовятся к 75-летию Нахимовского училища
В Севастополе с 29 марта по 1 апреля пройдут торжества, посвященные 75-летию Черноморского высшего военно-морского училища им. П. С. Нахимова, в которых примут участие действующие и отставные офицеры и адмиралы, проходящие службу в ВМФ России и ВМС Украины. |
|
20 марта - день памяти святых священномучеников Василия, Ефрема, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона
Святые священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра, включая Крым, и запечатлели свое апостольство мученической смертью в IV веке в городе Херсонесе Таврическом. |
|
В Симферополе вспомнили о Гоголе
В центре Симферополя по инициативе депутата Верховного Совета Крыма Льва Миримского состоялась праздничная акция под названием «Гоголь с нами». |
|
К Пасхе в Симферополе распишут подземные переходы
Творческая молодежь Симферополя обратилась к мэрии с инициативой провести «косметический ремонт» подземных переходов на улицах Набережная («Цоевский переход»), Шмидта (у здания меджлиса) и пр. Кирова (пл. Советская). |
|
В Симферополе представили «Православные святыни»
Во Всеукраинском информационно-культурном центре открылась персональная выставка алуштинского художника Юрия Наступенко. В экспозицию под названием «Православные святыни» вошло 14 работ с видами храмов Крыма, Украины и России. |
|
В России пройдут Дни Крыма
С 17 апреля по 26 мая в регионах Российской Федерации будут проведены Дни Крыма. Для их проведения сформирована делегация из пяти сотрудников Министерства курортов и туризма АРК. |
|
В Симферополе презентовали фонд «Наследие Екатерины в Крыму»
В Крыму учрежден благотворительный фонд «Наследие Екатерины в Крыму», призванный сохранить и приумножить наследие великой императрицы для нынешних и грядущих поколений. О целях и задачах фонда рассказывалось сегодня на пресс-конференции в Симферополе.
|
|
В Симферополе открылась выставка иконописца Надежды Макриди
В симферопольском Представительстве Россотрудничества при поддержке Симферопольской и Крымской епархии открылась первая персональная выставка иконописца Надежды Макриди. В экспозицию, приуроченную к празднованию Светлого Христова Воскресения, вошли православные иконы, выполненные в византийской технике. |
|
Замок Монжене разрушается из-за отсутствия средств на ремонт
В Крыму более 8 тысяч памятных достопримечательностей археологии, истории и архитектуры. Более 100 объектов имеют статус национального значения. Но параллельно с этим на полуострове есть десятки объектов, которые не попали в эти списки. Из-за отсутствия средств они не только сейчас в запущенном состоянии, но и находятся на грани исчезновения. |
|
Евпатория вышла в финал престижного конкурса
Евпатория вышла в финал конкурса «Европейская награда за выдающиеся достижения в возрождении приморских городов «BestPracticeAward». Об этом сообщает пресс-служба Евпаторийского городского совета. |
|
Парад тюльпанов в Никитском ботаническом саду
Больше 160 сортов тюльпанов зацвели на ежегодном параде в Никитском ботаническом саду. Тут представлены сорта с разных стран мира, есть и специально выведенный сорт к 200-летнему юбилею ботанического сада. Новые тюльпаны назвали в честь юбиляра – «Сад Счастья». |
|
Симферополь должен стать туристической меккой.
Городские власти и международные общественные организации разрабатывают новые культурные инициативы. В городе хотят создать условия для того, чтобы жители и туристы, следующие транзитом, захотели задержаться и ознакомиться с историческим и культурным потенциалом . |
|
6 мая состоится экскурсия в историко-мемориальный музей "Пресня".
В воскресенье 6 мая клуб «Феодоро» приглашает всех желающих на интереснейшую экскурсию в Филиал Государственного центрального музея современной истории России историко-мемориальный музей «Пресня», уникальная экспозиция которого посвящена революционным катаклизмам в нашей стране с 1905 года до 90-х годов ХХ века. |
|
9 мая состоится паломнический поход-велопробег в Бородино
В День Победы 9 мая 2012 года молодежная общественная организация духовно-нравственного просвещения «Феодоро» приглашает всех, кому дорога память наших доблестных соотечественников, принять участие в однодневном паломническом походе – вело-пробеге по маршруту Москва – Можайск – Бородино – Москва. |
|
Народ православный идет в революцию
В воскресение 6 мая участники молодежной организации "Феодоро" и прихожане храма Святителя Николая на Трех Горах побывали на экскурсии в историко-мемориальном музее "Пресня". |
|
Путин присвоил звание «Город воинской славы» Малоярославцу и Можайску
Президент России Владимир Путин присвоил звания городов воинской славы Малоярославцу в Калужской области и Можайску в Московской области. Одними из первых с этим радостным событием 9 мая поздравят Можайск участники паломнического велопробега из молодежной организации "Феодоро". |
|
Мотокросс в честь Дня Победы
Не одни только активисты молодежной организации "Феодоро" в День Победы оседлали своих железных коней. Традиционный мотокросс на Сапун-горе, посвященный празднику Победы, собрал сто спортсменов из разных городов Крыма, Украины. Участвовали даже гости из Москвы. |
|