В детстве я очень любил
слушать сказки. Их мне рассказывали и читали мама, бабушка и другие близкие
родственники, с уважением и пониманием относившиеся к моему страстному
увлечению. Я был благодарным слушателем – не перебивал рассказчика или чтеца,
был сконцентрирован и внимателен, а по окончании сеанса радовал взрослых умными
вопросами по содержанию прослушанной сказки.
Со временем я стал
задаваться вопросом, а что же такое – сказка? В чем ее отличие от других
литературных жанров? В «Словаре литературоведческих
терминов», подаренном мне моим отцом, я прочитал следующее:
«Сказка – один из основных жанров народного устно-поэтического
творчества. Сказка – преимущественно прозаический художественный устный рассказ
фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Термином «Сказка» называют разнообразные виды устной прозы: рассказы о животных, волшебные истории,
авантюрные повести, сатирические анекдоты…
Положительные герои волшебных сказок – Иван-дурак, Елена Прекрасная,
Василиса Премудрая и другие –
носители высокой морали, воплощение народных идеалов. Светлому миру
положительных сказочных героев и их помощников противопоставляются темные силы
сказочного царства – Кащей Бессмертный,
Баба Яга, Лихо Одноглазое…»
Немного повзрослев, я
стал догадываться, что сказка – это не просто увлекательное повествование с
фантастическим сюжетом. Интуиция подсказывала мне, что сказки народов мира содержат
в себе некую более глубокую информацию. Надо только научиться понимать
глубинный смысл сказочных рассказов. Мне стало казаться, что сказка – это зашифрованное
информационное послание из прошлого, адресованное будущим поколениям людей.
Подтверждение своей гипотезе я неожиданно нашел у эллинистического мыслителя III
века
до нашей эры, Эвгемера, который в
своем трактате «Священная хроника»
высказал замечательную мысль, что «мифология
– это облеченная в чудесное история».
Узнав о том, что на
Южном берегу Крыма, недалеко от Ялты
есть музей, который называется «Поляна
сказок», я немедленно помчался туда. Когда жизнерадостный и общительный
таксист десантировал меня у входа на территорию этого музея, в моей памяти
почему-то ожил персонаж замечательной повести-сказки братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» обаятельный кот Василий:
« - Ну-с, так… - сказал
хорошо поставленный мужской голос. – В некотором было царстве, в некотором
государстве жил-был царь, по имени… мнэ-э… ну, в конце концов, неважно. Скажем,
мнэ-э… Полуэкт… У него было три сына-царевича. Первый… мнэ-э…
Третий был дурак, а вот первый?...
Пригибаясь, как солдат
под обстрелом, я подобрался к окну и выглянул. Дуб был на месте. Спиною к нему
стоял в глубокой задумчивости на задних лапах кот Василий. В зубах у него был
зажат цветок кувшинки…
- Хорошо… - говорил кот
сквозь зубы. – Бывали-живали царь да царица. У царя, у царицы был один сын…
Мнэ-э… Дурак, естественно…
Кот с досадой выплюнул
цветок и, весь сморщившись, потер лоб.
- Отчаянное положение,
- проговорил он. – Ведь кое-что помню! «Ха-ха-ха! Будет чем полакомиться: конь –
на обед, молодец – на ужин…» Откуда бы это? А Иван, сами понимаете – дурак,
отвечает: «Эх ты, поганое чудище, не уловивши бела лебедя, да кушаешь!» Потом,
естественно – каленая стрела, все три головы долой, Иван вынимает три сердца и
привозит, кретин, домой матери… Каков подарочек! – Кот сардонически засмеялся,
потом вздохнул. – Есть еще такая болезнь – склероз, - сообщил он…
В лапах у него вдруг
оказались массивные гусли – я даже не заметил, где он их взял. Он отчаянно
ударил по ним лапой и, цепляясь когтями за струны, заорал… , словно бы стараясь
заглушить музыку:
Дасс
им танивальд финстер ист,
Дас
махт дас хольтс,
Дас…
мнэ-э… майн шатц… или катц? …
.....Он
вернулся к дубу, прислонил к нему гусли и почесал задней ногой за ухом.
—
Труд, труд и труд, — сказал он. — Только труд! Он снова заложил лапы за спину и
пошел влево от дуба, бормоча:
—
Дошло до меня, о великий царь, что в славном городе Багдаде жил-был портной, по
имени… — он стал на четвереньки, выгнул спину и злобно зашипел. — Вот с этими
именами у меня особенно отвратительно! Абу.. Али… Кто-то ибн чей-то… Н-ну
хорошо, скажем, Полуэкт. Полуэкт ибн… мнэ-э… Полуэктович… Все равно не помню,
что было с этим портным. Ну и пес с ним, начнем другую…
Я
лежал животом на подоконнике и, млея, смотрел, как злосчастный Василий бродит
около дуба то вправо, то влево, бормочет, откашливается, подвывает, мычит,
становится от напряжения на четвереньки — словом, мучается несказанно. Диапазон
знаний его был грандиозен. Ни одной сказки и ни одной песни он не знал больше
чем наполовину, но это были русские, украинские, западнославянские, немецкие,
английские, по-моему, даже японские, китайские и африканские сказки, легенды,
притчи, баллады, песни, романсы, частушки и припевки.
Склероз
приводил его в бешенство, несколько раз он бросался на ствол дуба и драл кору
когтями, он шипел и плевался, и глаза его при этом горели как у дьявола, а
пушистый хвост, толстый, как полено, то смотрел в зенит, то судорожно
подергивался, то хлестал его по бокам. Но единственной песенкой, которую он
допел до конца, был "Чижик-пыжик", а единственной сказочкой, которую
он связно рассказал, был "Дом, который построил Джек" в переводе
Маршака, да и то с некоторыми купюрами…»
В
отличие от говорящего кота Василия, искусствовед-консультант «Поляны сказок» Владимир Викторович Кемпа знает сотни
мифологических и легендарных сюжетов от пролога и до финальной сцены. Радушно
согласившись быть моим персональным экскурсоводом, он повел меня по самым
заповедным тропинкам вверенного ему музея, совершив плавное погружение в
удивительный мир «преданий старины глубокой».
Фото 1: былинная стража "Поляны сказок"
Фото 2: Кот Василий, ты ли это?
Затаив
дыхание, я внимательно слушал увлекательный рассказ Владимира Викторовича и с
изумлением наблюдал, как передо мной оживают хорошо знакомые с детства сцены из
сказочных историй, порожденные яркой фантазией различных народов.
Вот
могучий богатырь Святогор. В одной
из древних русских былин говорится, что в его кармане помещался Илья Муромец вместе с лошадью.
Фото 3: богатырь Святогор работы скульптора И.П. Шмагуна.
Чуть
поодаль на холме высится фигура вещего Бояна,
поющего славу земле русской. Это о нем говорится в знаменитом «Слове о полку Игореве»:
«…
Однако начаться песне
по
былинам сего времени,
а
не по замышлению Бояна.
Вещий
Боян,
если
о ком-либо пропеть замыслил,
то
разлетается мыслью-белкою по древу,
серым
волком по земле,
сизым
орлом под облаком.
Памятовал
Боян и праотцев древние войны!...»
Фото 4: вещий Боян, скульптор И.П. Шмагун.
Обе
скульптуры выполнены из бетона, украшены мозаикой из мрамора и керамической
плитки. Меч, щит и шлем Святогора сделаны из меди.
А
это Царевна-Лебедь из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Для осуществления своего
замысла скульптор выбрал алюминий – материал, который в начале XIX
века,
когда он был открыт, называли «глинием» и «серебром из глины». Его легкость и
пластичность позволили создать образ, исполненный женственности и лиризма. Автор
запечатлел момент превращения птицы в красавицу-царевну в узорчатом сарафане и
высоком кокошнике. Это превращение происходит на глазах у удивленного и
очарованного князя Гвидона.
Фото 5: Царевна-Лебедь; скульптор И.П. Шмагун.
Фото 6: Царевич Гвидон; скульптор И.П. Шмагун.
В
наши дни любознательный православный читатель изучая Жития Святых иногда
встречает в этих текстах упоминания о древних божествах, относящихся к
языческому периоду нашей истории. Например, в жизнеописании пламенного
миссионера и неутомимого борца с язычеством преподобного Авраамия Ростовского рассказывается о таком эпизоде из жизни
святого:
«…
Авраамий тщетно пытался сокрушить идола языческого бога Велеса, стоявшего на
Чудском конце города. Однажды монах повстречал старца-странника и рассказал ему
о своей печали. Старец открыл Авраамию, что он сумеет сокрушить идола лишь в
том случае, если посетит Царьград и помолится там в храме Иоанна Богослова. Не
раздумывая, монах отправился в далекий путь.
Решимость
Авраамия была вознаграждена немедленно. Отойдя от Ростова всего лишь на четыре
версты, монах на берегу речки Ишни повстречал «человека страшна, благоговейна
образом, плешива, взлыса», с «брадою круглою великою». То был сам Иоанн
Богослов. Он вручил Авраамию чудесный жезл с изображением Христа и сказал, что
этой «тростию» монах сможет наконец сокрушить идола. Так оно вскоре и
случилось. Велес был повержен, а на месте языческого капища Авраамий основал
монастырь с храмом во имя Богоявления…»
Интересно,
а как выглядели все эти перуны и велесы? На «Поляне сказок» можно узнать и об
этом.
Фото 7: боги языческого пантеона.
Экскурсия
закончилась. Необычайно интересная и
очень содержательная лекция Владимира Викторовича произвела на меня очень
сильное, яркое впечатление. Я подумал, что если бы с нами был кот Василий, то
он непременно вспомнил бы содержание всех сказок, которые когда-то он знал. А
теперь еще немного фотографий. Попробуйте угадать, какие сказочные персонажи на
них изображены.
"Помедленнее, пожалуйста, я записываю..."
Вадим Рутковский
специально для Феодоро.РУ из
дождливой Москвы с ностальгией о солнечной Ялте