В контексте крымской тематики сайта Феодоро.РУ чрезвычайно интересен факт военного противостояния князя Ярослава Владимировича Мудрого со своим родным младшим братом Мстиславом Владимировичем Тьмутороканским.
«Логика исторического процесса развела Ярослава и Мстислава по разным углам Киевского государства, на долгие десятилетия отдалила друг от друга. Один правил на севере, в Новгороде, другой – на юге, за пределами собственно Руси. Они, конечно, ни на минуту не забывали о существовании друг друга, но пути их до времени не пересекались между собой. Однако та же логика исторического процесса с неизбежностью влекла их навстречу друг другу, чтобы в конце концов схлестнуть в непримиримом соперничестве.
Подобно Ярославу, Мстислав получил княжение еще будучи ребенком. По-видимому, это произошло вскоре после 989 года – года завершения Корсунского похода его отца (равноапостольного святого князя Владимира) и Крещения Руси. Отдаленная и обособленная от остальной части Киевского государства Тьмуторокань давала княжичу больше возможностей для того, чтобы почувствовать себя самостоятельным правителем.
История Тьмутороканской Руси известна нам явно недостаточно. Русские и иностранные источники сохранили лишь отрывочные сведения об отдельных ее эпизодах… В частности, это касается участия тьмутороканского князя в событиях 1016 года, происходивших в Крыму.
Сведения на этот счет содержатся в «Хронике» византийского историка второй половины XI века Иоанна Скилицы. В январе 1016 года, рассказывает он, император Василий II вернулся в Константинополь из болгарского похода, во время которого было подавлено восстание болгар в крепости Водена. К этому времени Византийская Империя и правящие в ней императоры-соправители Василий и Константин, что называется, прочно стояли на ногах. Мятежи, потрясавшие до основания Византию в начале их правления, теперь вспыхивали все реже и реже. Один из таких мятежей, начавшийся как раз во время болгарской кампании императора Василия, поразил Крым, восточную часть которого византийцы именовали «Хазарией». Во главе восстания стоял некий архонт Георгий Цула.
Загадочная личность «архонта Хазарии», а также смысл происходивших в Крыму событий могут быть отчасти прояснены благодаря нескольким сохранившимся печатям Георгия Цулы, в которых тот именуется то «императорским протоспафарием и стратигом Херсона», то просто «спафарием Херсона», то «протоспафарием Боспора (Керчи)», то, предположительно, «кастрофилаксом» (последняя печать и надпись на ней уцелели лишь фрагментарно).
В Херсонесе Цула, по-видимому, возглавлял ту часть местного военного гарнизона, которая набиралась самими горожанами, а не стратигом (то есть наместником) Херсонеса. При каких обстоятельствах Цула стал стратигом Херсонеса , неизвестно. Но вряд ли это могло произойти с согласия Константина. По законам Империи невизантиец не мог быть официально назначен на столь важную и ответственную должность. Очевидно, делают вывод исследователи, около 1014 – 1015 годов или даже раньше в Херсонесе произошел политический переворот, в результате которого власть оказалась в руках горожан. Именно это обстоятельство и вынудило императора отправить войска в Крым.
Волнения, по-видимому, охватили всю византийскую часть полуострова. Ко времени военной византийской экспедиции «архонт» Цула, надо думать, уже покинул Херсонес и перебрался в Киммерийский Боспор – город на берегу Керченского пролива (нынешнюю Керчь), где получил или захватил силой титул «протоспафария» города, то есть в данном случае – по аналогии с его положением в Херсонесе – правителя Боспора. Этим и объясняется тот факт, что византийская эскадра направилась не к Херсонесу, а к берегам «Хазарии» - то есть восточного Крыма.
Появление в Керчи независимого хазарского правителя, вышедшего из повиновения Константинополю, не могло не встревожить тьмутороканского князя. Керчь и Тьмуторокань разделяла лишь узкая полоса Керченского пролива; исторически оба города тяготели друг к другу и не так давно вместе входили в состав Хазарского каганата. Для Мстислава, выступавшего, в том числе, и в качестве правителя хазар, перспектива возникновения у самых границ его княжества, на месте прежнего центра хазарских владений в Крыму, еще одного «Хазарского» государства представляла серьезную угрозу. Поэтому русский князь поспешил оказать свою помощь в подавлении мятежа.
Совместные действия византийцев и русских оказались успешными: уже в первом столкновении с мятежниками их вождь был захвачен в плен, а контролируемая ими территория подчинена. Последующая судьба восточной части полуострова («Хазарии») остается не вполне ясной. Судя по известию Скилицы и печатям Цулы, ко времени борьбы с мятежниками Киммерийский Боспор (Керчь) принадлежал Византии – но половину столетия спустя, в 1068 году, Керчь (Корчев) определенно входила в состав Тьмутороканского княжества – об этом свидетельствует надпись на знаменитом Тьмутороканском камне об измерении по льду ширины Керченского пролива князем Глебом Святославичем. Когда же Керчь стала русской? Ответ на этот вопрос мы не знаем. Заманчиво было бы предположить, что передача Керчи тьмутороканскому князю стала одним из условий заключения союза между ним и императором в январе 1016 года. Но даже если это не так, очевидно, что византийская политика Мстислава Владимировича вела к расширению русского влияния в Крыму.
Между тем Мстислав не забывал и о своих правах на русский престол. По-видимому, Мстислав рассуждал вполне здраво: рано или поздно установивший власть почти над всей Русью Ярослав должен был обратить внимание и на его княжество и попытаться овладеть им.
Летописи датируют начало войны между Мстиславом и Ярославом 6531 (1023) годом: «Поиде Мстислав на Ярослава с козары и с касогы» - читаем в «Повести временных лет» под этим годом. Но о самом походе летописи сообщают уже под следующим, 6532 (1024) годом, так что исторически остается гадать, выбирая любую из названных летописцем дат.
Возможно, некоторый свет на события проливает уникальная информация, сохранившаяся в «Истории Российской» В.Н. Татищева. Под 1023 годом здесь сообщается не о начале войны между братьями, а об их переговорах друг с другом и о приготовлениях Мстислава к предстоящей войне:
«Мстислав посылал к Ярославу, прося у него части в прибавок из уделов братних, которые он завладел. И дал ему Ярослав Муром, чем Мстислав не хотя быть доволен, начал войско готовить на Ярослава, собрав своих, а к тому козар и косог присовокупя, ожидал удобного времени». И лишь на следующий год, узнав, что Ярослав, «не чая от Мстислава нападения, поехал в Новград», Мстислав со своим русско-хазарско-касожским войском выступил против него.
Летописи очень кратко, без каких-либо подробностей сообщают об этом военном предприятии. Поход князя Мстислава на Киев завершился самым неожиданным образом: «Ярослав был в Новгороде; пришел Мстислав из Тьмуторокани к Киеву, и не приняли его киевляне; он же, пойдя, сел на столе в Чернигове…»
Причина, по которой киевляне отказались принять тьмутороканского князя, кажется, вполне очевидной. Хотя Мстислав и был сыном Владимира, он пришел в Киев как чужак, приведя с собой чужеземное, враждебное войско, в котором преобладали хазары и касоги. Киевлянам это не понравилось, и они однозначно выразили свою верность Ярославу.
И Мстислав уступил, подчинившись не силе, но ясно выраженной воле киевлян. Для древней Руси это было явлением если и не вполне обычным, то, во всяком случае, не уникальным. Вспомним, что точно так же в свое время отказался биться за Киев отвергнутый киевлянами князь Борис Владимирович. Спустя несколько десятилетий добровольно отказался от киевского престола и внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах, уступивший Киев своему двоюродному брату Святополку Изяславичу. Знает подобные примеры и история Московской Руси. Так, например, в 1433 году князь Юрий Дмитриевич Звенигородский и Галичский, уже занявший Москву и изгнавший из нее своего поверженного племянника Василия II (будущего Василия Темного), столкнется с глухой неприязнью к себе со стороны москвичей и, «видя, яко непрочно ему седение на великом княжении», добровольно уйдет из Москвы в свой Галич.
Мы же, в память о князе Ярославе Владимировиче Мудром, уйдем в Ярославскую область и совершим небольшую экскурсию по древнему Ростову Великому, первым исторически достоверным удельным князем которого был знаменитый сын равноапостольного святого князя Владимира. Ростов впервые упоминается в летописи под 862 годом. В прошлом, 2012-м, году Ростов Великий отметил 1150-летие своего основания. Город был когда-то сильным и грозным. Вместе с князем Олегом жители Ростова ходили на Киев (882 г.) и на Царьград (907 и 911 гг.). После этих походов Ростов был одним из русских городов, которым Византия платила дань.
Фото 1 - 4: фрагменты ростовского кафедрального Успенского собора; построен в 1505 - 1512 гг, обновлен в 1589 г; фрески XVII в.
Фото 5: Ростовский кафедральный Успенский собор. Длина собора составляет 30,4 м, ширина 20,36 м, высота с крестом - 60 метров. Приходится удивляться тому, как в XVI веке русские умельцы смогли на местном слабом грунте, при полном отсутствии техники воздвигнуть это монументальное здание.
Фото 6: купола соборов Ростовского Кремля.
Фото 7: вид на Ростов Великий с колокольни церкви Вознесения Господня, более известной в городе как церковь Исидора Блаженного. Этот храм напоминает о юродивом Исидоре Твердослове (умер в 1484 году, со временем был канонизирован). Он родился в Германии, в городе Бранденбурге. Много путешествовал, побывал в разных странах. Больше всего ему понравилась Русь. Блаженный Исидор принял Православие, поселился в Ростове в поставленной им хижине на пустыре. Согласно преданию, Иоанн Грозный построил этот храм по обету, в благодарность за молитвенную помощь блаженного Исидора при взятии Полоцка в 1563 году.
Фото 8: храм Вознесения Господня над гробом святого блаженного Исидора Чудотворца.
Фото 9: Рождества Богородицы женский монастырь в Ростове Великом.
Фото 10: вид на Ростов Великий со стороны озера Неро.
Вадим Рутковский специально для Феодоро.РУ из Ростова Великого Ярославской области, 20.02.2013 г.
|
В Ялте открылась выставка религиозного искусства
15 февраля, в день празднования Сретения Господня, в Ялтинском историко-литературном музее открылась выставка «…и тихо ангел пролетел…». Это третья выставка, за последнее время посвященная истории религии и религии в искусстве.
|
|
Памяти Пушкина
Памяти А.С. Пушкина посвящена выставка в читальном зале научной библиотеки «Таврика». Ровно 175 лет назад перестало биться сердце великого Поэта. |
|
В Крыму в июне пройдет туристический парад
В Крыму в июне планируется проведение туристического парада, который будет организован в рамках празднования 225-й годовщины первого организованного туристического вояжа на полуостров. |
|
Чеховские чтения в Ялте
В пятый раз в Ялте состоялись Чеховские чтения, которые традиционно организуются Всеукраинской общественной организацией «Русская школа». |
|
«Прошлое Тавриды»
Экспозиция «Прошлое Тавриды», где выставлена наиболее показательная часть археологической коллекции Центрального музея Тавриды, посвящена истории Крыма с древнейших времен до позднего средневековья. |
|
В Симферополе обсудили роль духовно-нравственных ценностей
В Таврической духовной семинарии Симферопольская и Крымская епархия совместно с министерством образования и науки, молодежи и спорта Крыма провела семинар-практикум для заведующих методическими центрами управлений образования и руководителей методобъединений учителей курса «Основы православной культуры Крыма». |
|
100-летие Дома Волошина
В Коктебеле прошло выездное заседание Постоянной комиссии Верховной Рады Крыма по культуре. Главный вопрос подготовка празднованию 100-летия Дома Максимилиана Волошина в следующем году. |
|
В Севастополе готовятся к 75-летию Нахимовского училища
В Севастополе с 29 марта по 1 апреля пройдут торжества, посвященные 75-летию Черноморского высшего военно-морского училища им. П. С. Нахимова, в которых примут участие действующие и отставные офицеры и адмиралы, проходящие службу в ВМФ России и ВМС Украины. |
|
20 марта - день памяти святых священномучеников Василия, Ефрема, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона
Святые священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра, включая Крым, и запечатлели свое апостольство мученической смертью в IV веке в городе Херсонесе Таврическом. |
|
В Симферополе вспомнили о Гоголе
В центре Симферополя по инициативе депутата Верховного Совета Крыма Льва Миримского состоялась праздничная акция под названием «Гоголь с нами». |
|
К Пасхе в Симферополе распишут подземные переходы
Творческая молодежь Симферополя обратилась к мэрии с инициативой провести «косметический ремонт» подземных переходов на улицах Набережная («Цоевский переход»), Шмидта (у здания меджлиса) и пр. Кирова (пл. Советская). |
|
В Симферополе представили «Православные святыни»
Во Всеукраинском информационно-культурном центре открылась персональная выставка алуштинского художника Юрия Наступенко. В экспозицию под названием «Православные святыни» вошло 14 работ с видами храмов Крыма, Украины и России. |
|
В России пройдут Дни Крыма
С 17 апреля по 26 мая в регионах Российской Федерации будут проведены Дни Крыма. Для их проведения сформирована делегация из пяти сотрудников Министерства курортов и туризма АРК. |
|
В Симферополе презентовали фонд «Наследие Екатерины в Крыму»
В Крыму учрежден благотворительный фонд «Наследие Екатерины в Крыму», призванный сохранить и приумножить наследие великой императрицы для нынешних и грядущих поколений. О целях и задачах фонда рассказывалось сегодня на пресс-конференции в Симферополе.
|
|
В Симферополе открылась выставка иконописца Надежды Макриди
В симферопольском Представительстве Россотрудничества при поддержке Симферопольской и Крымской епархии открылась первая персональная выставка иконописца Надежды Макриди. В экспозицию, приуроченную к празднованию Светлого Христова Воскресения, вошли православные иконы, выполненные в византийской технике. |
|
Замок Монжене разрушается из-за отсутствия средств на ремонт
В Крыму более 8 тысяч памятных достопримечательностей археологии, истории и архитектуры. Более 100 объектов имеют статус национального значения. Но параллельно с этим на полуострове есть десятки объектов, которые не попали в эти списки. Из-за отсутствия средств они не только сейчас в запущенном состоянии, но и находятся на грани исчезновения. |
|
Евпатория вышла в финал престижного конкурса
Евпатория вышла в финал конкурса «Европейская награда за выдающиеся достижения в возрождении приморских городов «BestPracticeAward». Об этом сообщает пресс-служба Евпаторийского городского совета. |
|
Парад тюльпанов в Никитском ботаническом саду
Больше 160 сортов тюльпанов зацвели на ежегодном параде в Никитском ботаническом саду. Тут представлены сорта с разных стран мира, есть и специально выведенный сорт к 200-летнему юбилею ботанического сада. Новые тюльпаны назвали в честь юбиляра – «Сад Счастья». |
|
Симферополь должен стать туристической меккой.
Городские власти и международные общественные организации разрабатывают новые культурные инициативы. В городе хотят создать условия для того, чтобы жители и туристы, следующие транзитом, захотели задержаться и ознакомиться с историческим и культурным потенциалом . |
|
6 мая состоится экскурсия в историко-мемориальный музей "Пресня".
В воскресенье 6 мая клуб «Феодоро» приглашает всех желающих на интереснейшую экскурсию в Филиал Государственного центрального музея современной истории России историко-мемориальный музей «Пресня», уникальная экспозиция которого посвящена революционным катаклизмам в нашей стране с 1905 года до 90-х годов ХХ века. |
|
9 мая состоится паломнический поход-велопробег в Бородино
В День Победы 9 мая 2012 года молодежная общественная организация духовно-нравственного просвещения «Феодоро» приглашает всех, кому дорога память наших доблестных соотечественников, принять участие в однодневном паломническом походе – вело-пробеге по маршруту Москва – Можайск – Бородино – Москва. |
|
Народ православный идет в революцию
В воскресение 6 мая участники молодежной организации "Феодоро" и прихожане храма Святителя Николая на Трех Горах побывали на экскурсии в историко-мемориальном музее "Пресня". |
|
Путин присвоил звание «Город воинской славы» Малоярославцу и Можайску
Президент России Владимир Путин присвоил звания городов воинской славы Малоярославцу в Калужской области и Можайску в Московской области. Одними из первых с этим радостным событием 9 мая поздравят Можайск участники паломнического велопробега из молодежной организации "Феодоро". |
|
Мотокросс в честь Дня Победы
Не одни только активисты молодежной организации "Феодоро" в День Победы оседлали своих железных коней. Традиционный мотокросс на Сапун-горе, посвященный празднику Победы, собрал сто спортсменов из разных городов Крыма, Украины. Участвовали даже гости из Москвы. |
|