Информация Информация Информация Информация Информация Информация Информация Информация Информация















  
Несостоявшийся брак. Один эпизод из истории Ивана Великого.

     Еще в приснопамятные советские времена я основательно «подсел» на биографические книги, издаваемые в легендарной серии «Жизнь замечательных людей». В настоящий момент моя домашняя библиотека содержит около 700 томов, на серых корешках которых гордо красуется белый факел – хорошо знакомый многим книголюбам логотип этого грандиозного просветительского проекта. Практически ни одна из прочитанных мною книжек  серии «ЖЗЛ» не стала разочарованием. Некоторые из биографий известных людей я перечитывал и перечитываю по нескольку раз, всякий раз совершая для себя новые открытия в их текстах. Так произошло и с книгой известного современного историка Николая Борисова  «Иван III».  В своем обстоятельном  повествовании о сложных и драматических путях развития московского государства  во второй половине XV – начале XVI веков автор много внимания уделяет взаимоотношениям великого князя Московского, «государя всея Руси» Ивана III (1462 – 1505) с Крымским ханством. Перечитывая книгу в третий раз, в поле моего зрения попала одна деталь, чрезвычайно заинтересовала  меня как любителя и поклонника истории Тавриды. Чтобы не вырывать этот интригующий эпизод из контекста происходящих событий, приведу подробную цитату из книги историка Борисова:

     «… Добиваясь прочного союза с Менгли-Гиреем, великий князь при этом  хотел уклониться от обязательства выплачивать Крыму регулярную дань в виде «поминков» (подарков) хану и его вельможам. Кроме того, Иван не хотел, чтобы его союз с Менгли-Гиреем имел откровенно враждебный характер по отношению к Большой Орде и Литве… Учитывая сложность поставленных задач и их чрезвычайную важность для будущего Москвы, Иван в инструкции послу Беклемишеву подробно оговаривает все возможные «подводные камни» на переговорах…

     Помимо собственно крымских дел Беклемишев должен был, пользуясь случаем, решить некоторые вопросы в отношениях Москвы с  Кафой. Тамошние купцы ограбили московских купцов в отместку за разграбление татарами касимовского «царевича» Даньяра (служившего Ивану III) их торгового каравана в Диком поле. Иван требовал вернуть отнятые у москвичей товары, ссылаясь на то, что грабеж в степи был произведен какими-то не подвластными ему “казаками”.

     Наконец, Беклемишев должен был объясниться с неким богачом-иудеем из Кафы по имени Кокос. Тот способствовал освобождению из татарского плена семи московских служилых людей, но за эту услугу требовал от Ивана уплаты какой-то фантастической суммы, которую якобы выложил за пленников их хозяину. Иван через посла передал Кокосу, что он лично выяснял у бывших пленников все обстоятельства дела и установил, что никаких денег за них уплачено не было. Помимо этого Беклемишеву также предписано было передать Кокосу одно специфическое указание. «Молвите ему Кокосу от великого князя о том: коли будет ему к великому князю грамота послати о каких делах, и он бы жидовским письмом грамот не писал, а писал бы грамоты русским письмом, или бесерменским».  Денежные домогательства Кокоса не испортили его доверительных отношений с Иваном III. Год спустя великий князь поручил ему выступать в роли посредника на переговорах о женитьбе своего сына Ивана на дочери мангуптского князя Исайки…»

                      Рис. 1. Великий князь Московский "государь всея Руси" Иван III (Великий)

      Кто этот «мангуптский князь Исайка»? Этот эпизод со сватовством великого московского князя за своего сына показался мне крайне любопытным – а как же иначе, ведь Москва могла породниться с легендарным крымским княжеством Феодоро! Помню, как я сильно разволновался, впервые подумав об этом. До книги Николая Борисова мне нигде не доводилось встречать упоминания о князе Исайке.  Подстегиваемый нешуточным любопытством, я быстро сел за свой компьютер и начал усердно искать в Интернет информацию об этом загадочном историческом персонаже.  И моя настойчивость вскоре была вознаграждена. Вот что мне удалось найти:

     «19 марта Православная церковь отмечает день памяти Святого воина Исайи, князя Мангупского и Готского. К сожалению, об этом Святом нельзя найти никакой информации в церковных источниках, а краткие упоминания его в исторической литературе, как правило, отличаются крайней тенденциозностью.

     Между тем дошедшие до нас средневековые источники о Мангупском князе Исааке рисуют нам образ талантливого дипломата и политика, отважного воина, патриота своей Родины, трагически погибшего во время турецкого завоевания Таврики.

     Мангупское княжество или государство Феодоро существовало в период с XIII по XV век в юго-западном Крыму и включало в себя большую часть современного Севастополя. В границах севастопольского региона до сих пор сохранились руины многочисленных памятников, связанных с феодоритским периодом: крепость Каламита в Инкермане, пещерные монастыри Челтер и Шулдан, крепость около села Черноречье и др. Феодоро было последним осколком Византийской империи, разорванной на части и уничтоженной турками-османами и западными крестоносцами.

     Первое упоминание князя Исаака относится к 1465 году. Это было тревожное время. Турецкий султан Мехмед Завоеватель, захвативший к этому времени Константинополь, ликвидировавший латинские и византийские княжества в Греции, аннексировавший Сербию и Албанию, готовился к осуществлению своего стратегического замысла – превращению Черного моря во внутреннее море Османской империи и окончательному уничтожению существовавших здесь христианских государств. Мехмед обладал самой сильной армией в Европе, был первым из средневековых правителей, кто активно использовал в своих военных кампаниях артиллерию, построил сильный флот, успешно соперничавший на море с флотами таких морских держав как Генуя и Венеция.

     В связи с турецкой угрозой администрация генуэзских колоний в Крыму, центр которых находился в Кафе-Феодосии, татарский хан Менгли Герай и князь Феодоро Исаак заключили оборонительный союз, направленный против турок.

     Сохранилось письмо протекторов генуэзского Банка Святого Георгия князю Феодоро Исааку, в котором они благодарят князя за то, что тот лично посетил Кафу и подтвердил союз, заключенный с ней ранее. Ввиду «общей тревоги» они просят «убеждать всех наших и ваших поданных жить друг с другом в искренней братской любви и согласии».

     Летом 1469 года к Кафе подошли турецкие галеры Якуб-бея. Турки высадили десант, разграбили окрестности и захватили в плен местных христиан. Однако взять ни одной крепости на этот раз им не удалось.

    

                             Рис. 2. Османские воины.

     Значительным успехом дипломатии Исаака была попытка вовлечь в анти-турецкий оборонительный союз правителя Молдавии Стефана, который в то время еще не получил прозвищ «Великий» и «Воин Христов». В сентябре 1472 года ко двору молдавского воеводы прибыла мангупская княжна Мария – сестра или племянница Исаака – а 14 мая состоялась ее свадьба со Стефаном.

     В молдавской летописи сохранилась запись: «Год 6980. Сентября 14 взял себе Стефан воевода жену, Марию из Мангопа, царство там было с перекопским царем христианское».

     Князь Исаак хотел заключить союз и с далеким Московским княжеством, единственным на тот момент православным государством, которому не угрожали турки-османы. В Крыму возник проект женитьбы старшего сына московского князя Василия Иоанна Молодого на мангупской принцессе. Москва была заинтересована в таком союзе, поскольку этот брак вводил наследника великокняжеского престола в отношения родства с высшей аристократией византийского мира.

     Прибывший весной 1474 года в Крым московский посол Никита Беклемишев посетил Мангуп и встретился с князем Исааком. В инструкции, выданной другому московскому послу Алексею Старкову говорится: «Когда Алексей будет у князя Исаака, он должен от великого князя поклониться князю Исааку и его княгине и дать им поминки (подарки, подношения – авт.), а также дочери их от великого князя поминки подать, и спросить о здоровье князя Исаака и его княгини». Инструкция также поручает Старкову узнать, какое приданное «сколько тысяч золотых» намерен Исаак предложить за свою дочь. Однако, когда московское посольство прибыло в Крым, столица княжества Феодоро уже находилась в турецкой осаде.

    

     Трагическим событиям 1475 года предшествовало ухудшение отношений Исаака со Стефаном Молдавским. Стефан решил принять участие в готовившимся под эгидой Римского престола крестовом походе против Османской империи. В надежде на финансовую и политическую помощь Запада он признал папу Пия IV главой христианского мира и удалил из государственного совета православных иерархов во главе с митрополитом Феоктистом – последовательным противником заключения унии с католиками. Заручившись обещаниями поддержки в Риме и Венеции, Стефан ввел свои войска в Валахию – романское княжество, которое находилось под протекторатом османов.

     В Крыму понимали гибельность этой авантюры. И не ошиблись, в 1475 году, чтобы взять Молдавское княжество в клещи с запада и с востока, Мехмед II двинул свой флот в Крым. 19 мая 1475 года, из Константинополя в направлении Босфора вышел флот в составе более 400 судов, на которых находилось около 30.000 «воинов ислама». Руководил операцией великий визирь Гедик Ахмед Паша.

     31 мая турецкая флотилия появилась на рейде Кафы. С 2 по 4 июня артиллерия пробила первую линию крепостных стен. 6 июня город сдался, не исчерпав всех возможностей обороны. Турки, войдя в Кафу, учинили там страшную резню.

     Героическое, но безнадежное сопротивление туркам оказали генуэские и феодоритские замки Таврики: Сугдея, Алустон, Каламита, Фуна. Согласно археологическим данным эти и многие другие населенные пункты погибли в огне пожаров в 1475 году. В Сугдее генуэзский гарнизон во главе с последним консулом Христофоро ди Негро храбро защищался, несмотря на голод. В день, когда османы ворвались в крепость, защитники превратили в бастион одну из церквей города, где были перебиты. Завоеватели заложили камнями двери и окна этой церкви, оставив трупы без погребения, в таком виде они находились в течение многих десятилетий в назидание потомкам

     Завоевав приморские укрепления, османская армия подошла к Мангупу. Столица Феодоро была первоклассной крепостью, и ее осада потребовала от турок много времени, больших жертв и резервов. Героическое сопротивление, которое оказывал гарнизон крепости, длилось около пяти месяцев, в ходе которых было отбито несколько штурмов. По мнению современных исследователей о событиях под Мангупом можно говорить как о труднейшей кампании турецкой армии в Юго-Восточной Европе.

    

   Рис. 3. Воины княжества Феодоро.

     Взять город удалось только при помощи военной хитрости. Гедик Ахмед Паша изобразил отступление, оставив часть воинов в засаде. Когда измученные голодом защитники Мангупа вышли из стен крепости и направились к турецкому лагерю, надеясь поживиться чем-нибудь съестным, находившиеся в засаде янычары отрезали их от городских ворот, а в тыл христианам ударил Гедик Ахмед с основными силами. «Бесстрашные воины за веру атаковали врагов со всех сторон, проливая дождем кровь неверных…заставляя их плавать в морях крови», - писал турецкий историк.

     Князя Исаака и его племянника Александра, руководивших обороной города, доставили в Стамбул, где они, вопреки слову, данному Гедик Ахмедом были казнены. Их родственницы женского пола отданы в гарем султана, а маленький сын одного из правителей насильно обращен в ислам.

     Больше 500 лет прошло с момента этих трагических событий, и настало время восстановить в Крыму добрую память о забытом Святом князе Мангупском.

     Святый мучениче Исайе, моли Бога о нас!

     Текст подготовил Вадим Рутковский. В работе над статьей использованы материалы сайта ОБЩЕСТВО СВЯТОГО ФЕОДОРА ГАВРАСА

 

 



 

Статья Михаила Вовка
Я даже не мог себе вообразить, что такое когда-нибудь случится…
Лето, две тысячи восьмого.
Как всегда, хочется моря и солнца, отдыха и впечатлений, чтобы хватило на наши долгие осень с зимой.
Римляне на мысе Ай-Тодор. Вадим Рутковский
В I веке нашей эры в крохотную бухту под теперешним Ласточкиным гнездом вошли римские корабли Равеннской эскадры. Помощи римлян попросили херсонеситы, уставшие отбиваться от степных кочевников, и главная крепость была построена в Херсонесе.
Несостоявшийся брак. Один эпизод из истории Ивана Великого.
В 1474 - 1475 гг. великий князь Московский поручил своим послам вести переговоры о женитьбе своего сына на дочери князя феодоритов. Брак не состоялся из-за турецкого вторжения в Крым.
Проблема общения современной православной молодежи
Два года назад по приглашению друга я отправилась в православный археологический лагерь в Крыму. В лагере ребята часто поднимали вопрос: а зачем мы здесь? В процессе обсуждения мы доходили до причин – затем, что хотелось пообщаться с родственными по духу людьми, получить возможность пообщаться со сверстниками, у которых то же мировоззрение, получить то, что мы не получаем, общаясь со светскими друзьями. Вот так и появился это вопрос: вопрос взаимного общения православной молодежи внутри своей среды.







ИНФОРМАЦИЯ      ЭКСПЕДИЦИИ      ФЕОДОРО      ХЕРСОНЕС      ОБЪЯВЛЕНИЯ      ПУБЛИКАЦИИ
Изготовление интернет сайта:
5Dmedia
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией "Российский Союз Молодежи"

Межрегиональная молодежная общественная организация
духовно-нравственного просвещения «Феодоро»
Copyright 2009-2016